На главную ИВГИЭлектронная почтаКарта сайтаИВГИСотрудникиНаучно-исследовательская работаПубликацииНовостиФотогалерея
КОНТАКТЫ

Телефон:
8 (499) 250-666-8

Электронная почта: ivgi@rsuh.ru

Москва,
м. Новослободская,
ул. Чаянова, 15
РГГУ

Вайнштейн                                          Вайнштейн Ольга Борисовна

 

В 1981 году окончила филологический факультет МГУ, романо-германское отделение. Ученица профессора А.В.Карельского. Защитила диплом по теме “С.Т.Кольридж и английское романтическое эссе”.

В 1981-1984 году училась в аспирантуре Института Мировой Литературы Академии наук. В 1986 году защитила диссертацию “Мэтью Арнольд и викторианская критика”. Кандидат филологических наук по специальности “Литература стран Западной Европы и Америки”.

В 1985-1992 г. - научный сотрудник Института Мировой Литературы.

С 1993 г. - старший научный сотрудник Института Высших Гуманитарных Исследований в Российском Государственном Гуманитарном Университете.

В 1993-1994 г. работала в Институте текстов и рукописей в Париже.

В 1997 г. преподавала  в Мичиганском Университете (США).

В 2005 году защитила докторскую диссертацию «Европейский дендизм XIX века: литературная традиция и поэтика поведения».

В Российском Государственном Гуманитарном Университете читала лекционные курсы “Европейский романтизм”, “История всемирной литературы XIX века”, «История мировой культуры XIX века» “Поэтика Озерной школы”, “Методология гуманитарного знания”, “Семиотика одежды и тела”.

Член редколлегии международного журнала “Fashion Theory” и российского журнала «Теория моды».

Лауреат премии «Инолиттл» журнала «Иностранная Литература» за 2001 год (за статью «Грамматика ароматов»).

С 2002 года постоянно ведет неформальный научный семинар «Археология городской жизни: мода, тело, культура» (места проведения – городские кафе и клубы).

Автор двух монографий и более ста тридцати статей, составитель пяти книг. Выступала с докладами на международных научных конференциях в Англии, США, Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Норвегии, Хорватии. Работы О.Б.Вайнштейн переведены на английский, французский, итальянский и немецкий языки.

 

Основные направления научных исследований О.Б.Вайнштейн - литература и философия европейского романтизма; методология гуманитарных наук ХХ века; постструктурализм; гендерные исследования; история повседневной жизни, семиотика одежды, история и теория моды.

Благодаря занятиям в семинаре по немецкому романтизму профессора А.В.Карельского О.Б.Вайнштейн сначала выбрала основной темой своих занятий европейский романтизм и разрабатывала проблематику философского языка и стиля философских сочинений на материале сочинений С.Т.Кольриджа, Новалиса и Фридриха Шлегеля. Особое внимание уделялось жанру романтического фрагмента и эссе. В статьях об английской эстетике анализировала особенности оптимистического мировоззрения и идеологию культуры в викторианской критике на примере Мэтью Арнольда и Э.С.Дэллэса.

Ряд работ О.Б.Вайнштейн посвящен деконструктивизму Жака Деррида и американским критикам-деконструктивистам. В своих исследованиях О.Б.Вайнштейн выявляет историко-философский контекст мысли Деррида, в частности, его связь с античным скептицизмом и с Хайдеггером. В статьях по гендерной проблематике и постмодернизму акцентируется формирование нового канона современной культуры.

От работ историко-литературной ориентации в 1990-е годы О.Б.Вайнштейн перешла к интердисциплинарой проблематике одежды как текста, изучая культурные конструкции костюма, тела и  зрения. В Мичиганском университете читала курс лекций “Моделирование женщины”, посвященный женской телесности и типологии красоты в истории культуры.  Особое место в исследованиях занимает дендизм как мода, идеология и стиль жизни, кодекс поведения в европейской культуре XIX-XX веков.

В ряде последних трудов, ориентируясь на концепцию широкой текстуальности, О.Б.Вайнштейн анализирует концепции чистого и грязного, эстетику внешности, семиотику запаха в культуре, моду как знаковую систему, одежду и городскую жизнь.

Основными принципами в научной деятельности считает рационализм и интеллектуальную неожиданность, возможность развития философских идей на конкретном культурном материале.

Библиография